Сколько стоили игровые приставки в 90-е: обзор цен

Bluetooth

Dandy

В начале 1990-х эти приставки были очень популярны на постсоветском пространстве. Они были примерно поддельной копией японской консоли Super Nintendo. Его разработкой занималась первая российская ИТ-компания Steepler. Сделано в Тайване.

Денди

Пилотная модель Dendy поступила в продажу в декабре 1992 года за 94 доллара, или 39 000 рублей, как сообщала газета «Коммерсант» в № 66 от 21 декабря 1992 года. Оптовая цена составляла 80 долларов, или 33 280 рублей.

kommersant.ru

Поскольку стоимость продукта была добавлена ​​и указана в долларах, мы используем калькулятор инфляции на сайте usinflationcalculator.com, который показывает, что валюта США обесценилась на 85,5% с 1992 по 2020 год. В итоге 94 доллара в 1992 году равняются 174,37 доллара в 2020 году, или 13 321,5 рубля.

usinflazionecalculator.com.Постепенно в 1994 году цена приставки, по данным «Коммерсанта», упала до 30-35 долларов, но в рублях эта сумма выросла и составила 59 670-69 615 рублей. (по курсу ЦБ на 01.07.1994: 1 доллар = 1 989 рублей). К концу 1994 года, когда компания Steepler уже открыла более 80 представительств в регионах, она упала до 20 долларов, или 67 760 рублей. (15.12.1994: 1 $ = 3 388 руб.).

Amiga CD32

Если оставить в стороне страну восходящего солнца, то титул первой 32-битной системы достанется Amiga CD32. Хотя компьютеры Commodore под брендом Amiga пользовались большим спросом на Западе, в первой половине 1990-х компания находилась в тяжелом финансовом положении. И попытка прорваться на рынок консолей оказалась для Commodore ничем не помогла, кроме как покончить с этим.

Библиотека игр была очень скудной, и лучшими проектами для CD32 были кроссплатформенные версии таких хитов, как Cannon Fodder, Theme Park, Syndicate и многие другие. Качество эксклюзива в целом металось из стороны в сторону, от кринжа до чего-то банального. Не меньший ценник в 400 долларов тоже не прибавил азарта покупке. А сама консоль потерпела полное фиаско, вынудив Commodore сократить производство через восемь месяцев после выпуска Amiga CD32 и объявить себя банкротом.

Любопытно, что консоль и сегодня остается востребованной у энтузиастов. В частности, существуют неофициальные модули расширения, позволяющие подключить к системе дисковод гибких дисков, жесткий диск и клавиатуру, тем самым превратив ее в полноценный аналог ПК. Впоследствии была создана специальная программная оболочка, позволяющая играть в компьютерные игры Amiga на CD32, просто записав их на диск.

Sega CD и 32x

И хотя опыт NEC с дополнением CD не совсем удачный, Sega решила последовать этому примеру и в конце 1991 года запустила аналогичное дополнение. Из-за того, что компания долгое время откладывала выделение средств на разработку, многие компании отказались от платформы. Также была высока стоимость устройства, которое могло работать только в связке с Mega Drive, но при этом стоило 300 долларов, что эквивалентно полноценной консоли. В то же время в библиотеке проектов Sega CD можно было найти несколько хитов и только очень хорошие игры. Но большинство из них теряются на фоне улучшенных портов с окончательными картриджами FMV и шлаком.

В случае второго дополнения, 32x, у Sega была другая политика. А эта штука, превращающая Mega Drive в 32-битную систему, стоит вдвое дешевле. Но почему-то снова забыли снабдить платформу качественными эксклюзивами. Да и время выпуска было настолько растянуто, что ждали выхода Sega Saturn. Хотя изначально это было призвано развеселить ожидание именно из-за предыдущей 32х версии. В результате платформа просто уступила величию более могущественного наследника, и большинство пользователей предпочли переплатить за Saturn вместо покупки дополнения с сомнительной серией игр.

Neo Geo

В начале 90-х компания СНК, владевшая большой долей на рынке аркадных систем, решилась на смелый эксперимент — выпустила приставку, аппаратная начинка которой полностью идентична игровому автомату. Ну, а кто из геймеров того времени не мечтал получить возможность наслаждаться графически продвинутыми проектами дома, наконец, перестав экономить на завтраке? Отлично, правда? Да, если не брать в расчет цену, которая у Neo Geo была на тот момент действительно недоступной: 650 долларов. За эти деньги вы могли купить Mega Drive вместе со SNES и множеством игр для загрузки. Неудивительно, что система также не сработала в родной Японии, где аркадные автоматы SNK всегда пользовались большим спросом.

Правда, в середине 1990-х компания «передумала» и выпустила недорогой аналог — Neo Geo CD, в котором дорогие картриджи были заменены компакт-дисками. Всего несколько месяцев осталось до выхода PS1 и Saturn, готовых предложить полигональную графику. И интерес публики к 2D-играм в то время начал стремительно падать. Не обошлось и без технических казусов: первые версии приставки имели 1-скоростной привод и небольшой кэш. Из-за этого приходилось терпеть частые загрузки длительностью от 30 секунд до полутора минут. Учитывая, что файтинги составляли львиную долю библиотеки проектов Neo Geo CD, с этим было трудно мириться. Специально за 400, блин.

А через год была выпущена улучшенная версия под названием CDZ, которая сократила продолжительность загрузки примерно в два-три раза. Но перед лицом оглушительного успеха первой PlayStation от нее не было больше смысла, чем от лечения больного раком четвертой стадии.

Nintendo

Первые японские оригинальные игровые приставки появились в России в 1994 году благодаря компании Steepler, которая подписала контракт на их эксклюзивную поставку. По словам Пикабу, на момент начала продаж Super Nintendo стоила 200 долларов, или около 421 600 рублей. (курс на 15.08.1994: 1 доллар = 2108 руб.).

Супер Нинтендо

Также существовала более дешевая версия консоли японской компании — портативный Game Boy. Однако в 1990 году его можно было купить только за рубежом, где он стоил 89,95 доллара или 52,59 рубля. (средний курс в 1990 году: 100 долларов = 58,47 рубля). В денежном выражении в 1994 г она составила 189 614,6 руб. Он был дешевле, чем Nintendo, но был редким и уникальным: позволял играть двум людям.

В 1998 году на рынке появились цветные приставки Game Boy по цене 70 долларов или 1407 рублей. (курс на 15.12.1998: 1 доллар = 20,10 руб.).

CD-i

Philips всегда позиционировал свою идею как мультимедийный центр и рассматривал игры на CD-i как простые придатки. К тому же центр не для бедных — ранние модели размером с громоздкий видеомагнитофон стоили более 1000 долларов. Мало кто хотел отдавать такие деньги за возможность послушать музыку и посмотреть фильм в формате Video CD. CD-i также потерпел неудачу в качестве игровой приставки: хотя со временем появлялись более дешевые версии системы, она все еще стоила дорого и ничего не могла предложить взамен, кроме обилия FMV-игр сомнительного качества и кривых портов кроссплатформенных проектов.

С другой стороны, если бы не CD-i и неудачное соглашение между Philips и Nintendo, мир никогда бы не увидел игр, основанных на вселенной Legend of Zelda, которые являются воспоминанием об их недостатках. Возможно, сама Sony PlayStation.

Sega

Mega Drive — еще одно японское игровое устройство, представленное в 1988 году и стоившее в 1990 году 200 долларов, или 116,94 рубля.

Модель Mega Drive

В январе 1995 года Sega Saturn поступила в продажу в России. Его цена, по данным портала Picabu, составляла 399 долларов, или 1 503 033 рубля. (курс на 16.01.1995: 1 доллар = 3767 руб.).

Модель DreamCast начала продаваться в сентябре 1999 года по цене 199 долларов, или 5 080,47 рубля. (16.09.1999: 1 доллар = 25,53 рубля). Главной особенностью была возможность играть онлайн.

3DO от Panasonic

В 1993 году в продаже появилась самая крутая по тем временам приставка с 3D графикой. Именно на этой консоли была выпущена первая игра крупнейшей гоночной франшизы Need For Speed.

Panasonic 3DO

Однако выпускался он всего 3 года. Дело в том, что сначала у него была запредельная цена в 699 долларов, то есть 703 194 рубля. (курс на 15.09.1993: 1 доллар = 1006 руб.).

NEC PC-FX

Кто посмеялся над неприглядным дизайном нового Xbox? А как вам такое чудо в перьях 90-х? И нет, это не системный блок или ИБП, а консоль PC-FX и, вместе с тем, последняя попытка NEC закрепиться на рынке видеоигр. Попытка была явно неудачной, поскольку система не была хороша с 3D-графикой и вышла бок о бок с PS1 и Saturn. Но у него был фантастический декодер, который позволял выводить видео с качеством уровня MPEG-1. Правда, в библиотеке из 62 игр от этого было мало толку. Более того, большинство из них принадлежало к жанру симуляторов свиданий и визуальных новелл, и только по этой причине консоли априори не могли иметь хоть какой-то вес за пределами Японии. А дома ей, мягко говоря, не повезло. Продано 400 тысяч единиц — это фиаско.

Единственное, что хотелось бы отметить, так это наличие специального и безумно редкого модуля для ПК, позволяющего проигрывать проекты из PC-FX. Подобную вещь когда-то выпустила компания 3DO, дав возможность боярам ПК насладиться дизайном одноименной консоли.

Virtual Boy

И хотя с момента выпуска консоли прошло 25 лет, она по-прежнему остается самой стойкой игровой системой. Виртуальная реальность стала одной из самых распространенных тем в фантастических фильмах конца 1980-х — начала 1990-х годов. Видимо, на фоне зарождающейся моды Гунпей Ёкои (автор чрезвычайно успешных наладонников Game & Watch и Game Boy) придумал идею создания консоли, которая могла бы стереть грань между игроком и игрой.

Руководство Nintendo отреагировало на это довольно холодно и в любом случае ускорило запуск Virtual Boy, желая как можно скорее сконцентрироваться на разработке Nintendo 64. Как позже признался сам Ёкои, он не хотел выпускать систему в виде в котором вышла на рынок. Но, как говорится, есть то, что есть.

Virtual Boy, хотя и является 32-битной системой, на самом деле производит только черно-красные изображения с графикой уровня NES. За исключением пары примитивных 3D-игр. Консоль позиционируется как портативная, о чем вы даже не догадывались, глядя на громоздкий шлем со штативом. Изображение было сформировано с использованием двух интегрированных дисплеев, а 3D-эффект был достигнут благодаря параллаксу. Но, как справедливо заметил печально известный Angry Video Game Nerd, система называлась Virtual Boy, а не 3D Boy. А игры от первого лица, создавшие заветное погружение в виртуальную реальность, вообще были ничем. Также, из-за особенностей графики, игроки очень быстро устали от процесса, а некоторые даже испытали мигрень и тошноту.

В общем, Virtual Boy с треском провалилась на японском и американском рынках, поэтому система так и не была выпущена в Европе. Nintendo обвинила создателя, вынудив Ёкои покинуть компанию в 1996 году. Год спустя он погиб в результате несчастного случая.

Эпоха игровых приставок

В 1990-е годы покупка 8-битной игровой приставки была настоящим праздником для детей. В новогоднюю ночь выпрашивали, ради себя учились только на «хорошо» и «отлично», мыли посуду, убирали в своей комнате. Когда дома появилось долгожданное техническое «чудо», все подключились к игре. Атака состояла из корпуса, в который вставлялся патрон, и двух джойстиков. С 1992 года в России были проданы три конкурирующие консоли: Dendy, Sega и Nintendo.

Самым популярным и доступным в России на тот момент был Dendy. Квадратная графика, полифоническая озвучка .. но эта, по сегодняшним меркам, примитивная игрушка вызывала невероятное привыкание. Популярные игры для этих консолей: Mortal Combat, Super Mario, Black Cloak, Teenage Mutant Ninja Turtles и Contra. Для меня самой любимой игрой была Black Cloak. Я всегда очень боялся проиграть. Когда Черный плащ приближался к крюкам для захвата, я подпрыгивал на месте каждый раз, когда персонаж подпрыгивал. А если герой «погиб», это была настоящая трагедия.

Читайте также: Игры на двоих для Андроид: лучшие онлайн-игры на Android по сети в 2023 году

Nintendo 64

Можно долго гадать, сколько яда от пчелиного укуса оказалось у Nintendo при разработке N64. Опасаясь пиратства, компания решила придерживаться традиции и продолжать использовать картриджи в качестве поддержки. Только для полигональных игр, мягко говоря, было тесно по объему, который лишь в редких случаях достигал 64 мегабайт данных. Из-за этого вопиющего ограничения под нож было отправлено буквально все: качество текстур, видео-заставки, а также качество и количество музыкальных треков.

Недостатки оборудования также сводили на нет многочисленные технические преимущества перед конкурентами: пользоваться билинейным фильтром (в то время доступным только владельцам дорогих 3D-ускорителей ПК) в условиях низкого разрешения, а также проблемы с мыльными текстурами и частотой кадров, которые затрагивали каждую третью игру, было сложно. Глядя на это, многие разработчики отвернулись от Nintendo и отказались выпускать не только эксклюзивы N64, но и кроссплатформенные проекты. Поэтому большую часть стоимости консоли составляли игры, выпущенные ее собственными франшизами.

Однако будем честны: на фоне других консолей из материала Nintendo 64 показала себя лучше, чем кто-либо другой. И цифру в 33 миллиона проданных консолей априори нельзя считать провальной. Возможно, это связано с оглушительным успехом прошлых систем: NES и SNES. И, конечно же, конкурент, стоящий перед PS1. Как вы могли проиграть новичку на рынке видеоигр с большим опытом — большой вопрос.

FM Towns Marty

Компьютеры Fujitsu FM Towns никогда не пользовались большим спросом в Японии, где NEC доминировала со своим PC-98. Однако в 1993 году родилась первая 32-битная консоль FM Towns Marty — по сути, тот же ПК, но в компактном корпусе PC Engine Duo и со своим собственным BIOS. Из-за того, что оборудование не было заимствовано из высокоуровневой конфигурации FM Towns, не все игры в довольно большой библиотеке запускались корректно или даже не запускались вообще. А 70 процентов библиотеки составляли ролевые игры и визуальные новеллы с хентайским контентом.

Впрочем, у Марти также было около двух десятков портов мирового уровня от игровых автоматов, не уступающих им по графике. Особого внимания заслуживают отличные версии Flashback, двух миссий Prince of Persia и Sierra. Отметим, что игры для системы были выпущены в двух форматах: на 3,5-дюймовых дискетах и ​​на компакт-диске. Некоторые проекты требовали загрузки с двух носителей одновременно, в то время как другие использовали дискету для сохранения данных.

Несмотря на впечатляющее оснащение консоли 1993 года, Марти не получил необходимого спроса из-за необычайно высокой стоимости, которая превышала 700 долларов. Сегодня система является одной из самых редких и, следовательно, дорогой. Особенно это касается Car Marty, специальной версии, интегрированной в приборную панель автомобиля и оснащенной навигационной системой.

Покорми меня!

Смысл игры заключался в интерактивном наблюдении за жизнью питомца от вылупления до смерти. В первых версиях игры все было сложно: если животное «умирало», игрушка сама приказывала ему жить долго. Поэтому для многих детей уход за домашними животными стал навязчивой идеей, а «гудок» устройства разозлил родителей и учителей.

Позже «Тамагочи» стали проще: в случае смерти зверька игру можно было перезапустить. Сначала игрушка была только в черно-белом цвете, позже появились модели Тамагочи с большими цветными экранами и новыми функциями. В этом было свое существенное преимущество для родителей: из-за появления виртуального питомца они могли забыть о покупке настоящего щенка. Но через время родители сами забрали пищащую игрушку у своих детей: они боялись, что она «зомбируется» и поражается.

Atari Jaguar

Несмотря на провал Atari 7800 и Atari XEGS, компания продолжала свои усилия, чтобы вернуть себе лидерство на рынке консолей. Последнее было предпринято в первой половине 90-х, когда родилась первая 64-битная консоль Jaguar. Запуск новой системы сопровождался довольно агрессивной рекламной кампанией, в которой специалисты Atari PR соревновались с Mega Drive и Super Nintendo за их 16-битные возможности.

На самом деле золотое правило «Кто смеется последним смеется» сработало. И так называемая 64-битная консоль была именно такой на бумаге. На практике многие разработчики просто отвернулись от Jaguar из-за его сложной архитектуры и использования картриджей в качестве носителя информации. Однако на Atari Jaguar вышло изрядное количество хитов, хотя и с важной оговоркой, что это всего лишь мультиплатформенность. «Графика немного лучше, чем у 16-мячей» — не аргумент, который заставил бы игроков в массовом порядке бросаться в магазины за новой системой.

Качество дизайна, разработанного специально для консоли, было кошмаром. Отдельного разговора заслуживает феноменальный по дискомфорту геймпад, похожий на раздутую трубку телефона при сахарном диабете.

Через два года после выпуска Jaguar Atari выпустила CD-привод для консоли, но он все равно оказался менее полезным, чем оригинальное устройство. Причина всегда одна: преобладание кроссплатформенности и откровенно пустых эксклюзивов, в которые не хочется играть бесплатно.

PlayStation

9 сентября 1995 года в продажу поступили ведущие игровые консоли Sony. Их цена составляла 299 долларов, или 1339 221 рубль. (09.09.1995: 1 доллар = 4479 руб.).

Игровая приставка

Но уже в мае 1996 года производитель снизил рекомендованную розничную цену до 199 долларов, или 989 229 рублей. (15.05.1996: 1 $ = 4971 руб.).

Sega Saturn

Авторитет японского гиганта был серьезно подорван из-за неудачных надстроек для Mega Drive. Но вместо того, чтобы работать над ошибками, Sega еще сильнее упала, допустив серьезные маркетинговые ошибки. А еще они разрушили архитектуру. История с Jaguar полностью повторилась: система была настолько сложной, что не все хотели бороться с этим мракобесием. По этой причине Saturn заметно уступал по качеству графики PS1 даже в кроссплатформенных проектах.

Это можно было компенсировать обилием сиквелов игр, полюбившихся публике со времен Mega Drive. Но вместо этого Sega сделала ставку на новые игры, большинство из которых не пользовались спросом. Но в своем родном городе Японии консоль долгое время очень хорошо продавалась, в основном из-за доминирования всех типов хардкора, таких как скролл-шутеры и 2D-файтинги. И хотя эмуляция Saturn давно отлажена, эта система по-прежнему широко востребована ретро-геймерами и коллекционерами, которые предпочитают настоящую консоль имитации программного обеспечения.

Игровые приставки в СССР

С некоторым опозданием, в конце 1970-х годов, СССР также возобновил освоение этой ниши. Первые игровые приставки в СССР были большими машинами, производившимися в ограниченных количествах, не всегда в типичной электронной промышленности. Например, самый популярный прибор «Турнир» выпускает Московский научно-исследовательский институт экспериментального оборудования дальней радиосвязи. Но это была не первая, а только вторая приставка.

Палестра-02

Первая игровая приставка в СССР — «Тренажерный зал-02», выпущенная во Львове в 1978 году. Это классическая приставка в стиле Pong. Играть можно было по разным механикам: теннис, футбол, волейбол и сквош. Название «гимназия» в Древней Греции означало гимнастическую школу.

Консоль выпускалась в разных цветах. Это был довольно крупный агрегат весом до 4 кг. Цена, по которой можно было купить первого советского консула, составляла 200 рублей, что было довольно большой суммой. Аппарат выпускался до 1980 года и в наше время является очень редкой «выставкой».

Турнир

Турнир — более известная приставка советского производства. Это также консоль в стиле Pong. Выпускается с 1978 года в Москве из импортных комплектующих — стабильной и производительной микросхемы и приятного пластика корпуса. Можно было не подключать устройство к сети, а вставить в него батарейки. Все это вкупе с красивым дизайном сделало консоль хитом эпохи. Но в условиях дефицита как комплектующих для производства, так и самого устройства «достать» оказалось крайне сложной задачей. Аппарат стоил 150 рублей, а через два года цена снизилась до 96-99 советских рублей.

Электроника Экси Видео 01 и 02

Эту консоль в стиле Pong достать было намного проще, чем предыдущую. Выпускается с 1978 года в Подмосковье и стоит около 100 советских рублей. Он весил 2 кг, оснащался процессором советского производства. Для второй версии консоли были добавлены первые советские игры со стрелковым оружием.

Электроника Видеоспорт

Эта консоль, а также ее модификации «М», «1», «2», «3» производились в СССР до 90-х годов. Тем, кто помнит это устройство, не интересно, были ли в СССР игровые приставки. Videosport — это консоль типа Pong с такими же встроенными упрощенными играми: футбол, теннис, раунды, тир. Стоимость приставки была около 100 рублей.

Отличительной особенностью «Электроники Видеоспорт» было то, что он отображал не два цвета, а три: белый, серый и черный. Он весил «всего» 1,5 кг, меньше, чем предыдущие устройства. Обычный дизайн был черным, но известны два световых прибора — красный и синий. Вероятно, они были выпущены в единичных экземплярах. Еще один интересный факт: приставку можно было выиграть в лотерею ДОСААФ, купив билет за полрубля.

Постсоветские приставки

Все устройства, выпущенные в советское время, были однотипными. Все они принадлежали к понгам. И хотя отображение серого, а не только черного и белого считалось необычной особенностью, рынок в западном мире успел расцвести, рухнуть и возродиться.

Фактически на перечисленных выше консолях в 70-80-х годах история консолей в СССР остановилась. С распадом Союза некоторые отрасли, такие как белорусское СКБ Запад, пытались выпускать игровые приставки 1990-х годов со сменными картриджами, но для этого не было ни ресурсов, ни экосистемы. Вот некоторые из постсоветских устройств:

  1. Эльф — постсоветская белорусская консоль со сменными картриджами. Всего было выпущено 3 картриджа с простыми играми вроде гонок.
  2. «Электроника Лидер», наверное, первая игровая приставка в России. Изготовлен в Пятигорске в начале 1990-х годов. Были модели в разных цветах. Это устройство типа Pong, без съемных картриджей.
  3. «Эврика» — устройство из Украины, типа Pong, компактного размера, без портативных геймпадов. Изготовлен в середине 90-х гг.
Оцените статью
Блог про беспроводные технологии